Вы находитесь здесь: Главная > Личные воспоминания. > Три рейса на МБ-0371 «Нарочь»

Три рейса на МБ-0371 «Нарочь»

 

автор: капитан дальнего плавания В.Красильников.

 

 

 

А для кого эти воспоминания????? Но уж очень хочется рассказать о тех людях с которыми 40 лет назад, не боюсь пафоса, посчастливилось работать в море. Все ребята уникальны каждый по своему, каждый со своей судьбой ,зачастую не сложившейся, чего греха таить в море не всякий сможет выдержать, и от тюрьмы немногим отличается жизнь в рамках одной металлической коробки, но  экипаж-это не  зона, каюта на 4 человека или кубрик на 6-это далеко не камера. Что-то не помню ностальгических рассказов о пребывании в тюрьме. В мае 1977 года волей отдела флота «Мурманрыбпрома» был направлен третьим  штурманом на упомянутое судно. Последний раз был в море 10 лет назад вторым штурманом на СРТ-151  "Аксай" под треской, забылось многое.

 

 

 

 Кстати четвертым штурманом шел выпускник МВИМУ Южаков Алексей Анатольевич, впоследствии известный капитан. Инженер-судоводитель в полном смысле слова, толковый штурман, не без юмора человек. Буквально через три года  на МБ-0007 "Николай Закоркин" безо всяких сомнений я взял старшим помощником  Алексея Анатольевича. А на таких людях флот и держится. При проходе Панамского канала на «Закоркине» по русской излишней гостеприимности на входе в Панамский канал угостил по-русски с водкой капитана порта. Правда он отнекивался, ссылаясь на непорядок с желудком, но три стопки водки опрокинул. Минут через двадцать приехали на борт два портовых офицеров(Boarding officer)Arthur M.Donahue and Marc Parker, под предлогом что наше судно должно пройти канал без задержек, честно говоря и так бы прошли. Алексею Анатольевичу пришлось «пострадать», капитана участь, выпала тяжелая доля — быть на мостике трезвым, сидели они с офицерами часа 3, пока водка не кончилась. Офицеры были очень довольны от общения с Alec , кстати, были удивлены хорошим знанием английского старшим помощником и поражены, что язык он изучал в Мурманской мореходке, так как они знали, что в Мурманске кроме белых медведей ни кого нет. Этот случай для юмора о надежности Южакова А.А.

 

 

 

 

Но это уже другой рассказ. Капитаном на «Нарочь» назначен Баев Василий Иванович, который в предыдущем рейсе ходил старшим помощником у Сидорова Сергея Евгеньевича — тоже рыбак стопудовый. Опыта Василий Иванович набрался  достаточно, было у кого. Сергей Евгеньевич один из лучших командиров, требовательный к себе и подчиненным, промысловик до костей, на мостике мог работать сутками. Но курил очень много, поэтому  на мостике были в разных местах закреплены банки из- под сгущенного молока, но капитан все равно пепел и окурки сыпал на палубу. Василий Иванович не курил и банки все я выбросил, новый капитан — новые порядки. В начале июня начали помысел мойвы на Ньюфаундленде. Промысел был удовлетворительный. Норвежские кошельковисты поставили мукомол " Nor global", по нему мы ориентировались на промысле. Ньюфаундленд — гнилой угол Атлантики, практически  ни одного дня без туманов, работали в группе только по локатору, судно отработает на промысле, уходит домой прощается, а мы его и не видели.

 

 

Однако на вахте второго штурмана  Бытко Георгия Васильевича в 2 часа ночи в радиорубку «Нарочи» въехал носом РБ-319 "Рудольф Блауманис".  Вот  случай, что мы увидели в глаза другое судно. От удара в надстройку 371 накренился градусов на 30,капитан в брюках, но без рубашки на мостике без вызова, начальник радиостанции Фокин Николай Николаевич в наушниках стоит  в коридоре, успел выскочить из радиорубки, у ног лежит кресло радиста оторванное от палубы, раньше было закреплено талрепом. Старший помощник и старший механик уже осматривают подводную часть судна на предмет пробоины. В общем все на ушах, ни какой паники. Принято решение забрать оба трала на борт Нарочи, под шумок навигатор Леша забрал вибратор от ИГЭК-у   "Рудольф Блауманис" и не вернул. Вот такая была дырка.

 

 

Собрали в группе промышлявших судов листовой металл, силовые  и монтажные кабели,  доски. Соорудили леса начали ремонт на ходу. Заодно поменяли район промысла. Промысел складывался нормально но не судьба. Ровно через месяц сгорел электродвигатель траловой лебедки. Всё,идем домой. На переходе прибрались по судну, подремонтировались. В кают компании часто собирались потравить, капитан поддерживал эти посиделки. Молодые командиры завели разговор о нашей буфетчице Екатерине Николаевне женщине лет 45, далеко не фотомодель, но хозяйка каюткомпании, всегда чисто и уютно, очень внимательная.

 

 

Но молодежи захотелось чего-то помоложе, капитан сказал, что наверное можно пойтти навстречу. Но старший электромеханик Прищеп Петр Савельевич-старый морской волк, при этом заметил, что посуду будете мыть сами, Петр  Савелич далеко видел. Старший помощник (А в кубе)Анисимов Анатолий Александрович ядовито ухмыльнулся.   В порт мы не попали. Все оказалось очень просто-СРТ привез в Кильдинскую салму электродвигатель, забрал сгоревший и «Нарочь»побежала ловить мойву. Забрались на 78 градус северной широты,у самой кромки льда ,группа собралась около 70 судов. Естественно с нами и норвежцы. Тогда их позиция была твердой — Баренцевр море-нрвежское и только. В конце августа в ясный погожий день у самой кромки льда,задевая за льдины группа сбилась около большой полыньи. В  эту полынью нацелился  атомоход «Арктика» который под вымпелом министра морского флота Гуженко шел после покорения Северного полюса .  Эта свора рыбаков забила все пространство. Арктика на 16 канале кричала уйдите с моего курса — «Щас» убежали там черт ногу сломит , одни трал ставят,другие вынимают, кошельковисты бегают за косяками, ни кто ни куда не разбегаются. Вызвали начальника промысла, который капитану на гневные выражения спокойно ответил:  Идите своим курсом и скоростью Вам ни кто не мешает «Арктика» прошла через нашу толпу, которая не собиралась выстраиваться в строй фронта, вообще-то было можно по такому историческому случаю. Но рыбалка, рыбалка. Кстати ледокол когда прошел группу, что-то говорил похвальное  в адрес рыбьего флота. Вот там на самой доступной точке у кромки льда и закончили промысел.  Домой, кстати нужен  заводской ремонт радиорубки. Судно отремонтировали побыстрому и в конце 1977 года вылетили в Баренцево море. Со значительной сменой экипажа. Капитаном пошел Филонов Юрий Данилович, я оказался вторым штурманом.

 

 

 

Старшим помощником опять же Анисимов Анатолий Александрович, со мной в машине вторым механиком пошел Трекуров Владимир Иванович, который в прошлом рейсе был третим механиком. Боюсь ошибиться но третий рейс подряд пошел судовой врач, вообще-то фельдшер, по его словам последний украинец в Одессе, Полищук Виктор Абрамович. Главная смена произошла в кают компании, которую мы в суматохе отхода не сразу и заметили. Новыая буфетчица — Люба-неоднократная победительница конкурса красоты города Бреста. В порту столовались командиры вместе в салоне рядового состава и её ни кто не видел, в декабре вышли из Кольского залива и сразу на Фуглё банку искать окуня  да и палтуса.  В первый же день пришли завтракать,  в кают компании ни кого, Петр Савельевич  с ехидцей прошел на камбуз взять чего нибудь пожевать, правда в кают компании было не многолюдно — ещё отходняк. На обед я пришел перед вахтой в каюткомпании в мойке грязная посуда. Как и следовало  ожидать, переходим на самообслуживание. Супер звезда укачалась, вообще-то на переходе судно покачивает, старпом побежаал за прачкой, что бы подменить, но там тоже пластом, первый раз в море. Три дня кормились на самообслуживании. Судьбы морские каждая уникальна. По разным причинам попадают люди на флот, даже иногда и по романтическим позывам. В этом рейсе по его словам созрел старший помощник Анисимов А.А. чтобы стать капитаном. Ростиком А.А. не удапся, но апломб попер. А.А.старался посещать каюткомпанию, когда там не было капитана, не попричине натянутости отношений, а когда нет капитана — он старший в каюткомпании, и обязательно намекал окружающим, чтобы спрашивали разрешения при входе и добро на выход. Однажды в обед А.А. подходил к месту приема пищи, глазом глянул капитана нет. Приосанился, вальяжно продвигался к двери, в этот момент из буфетной, с четырьмя тарелками со вторым ,  вышла Люба ростом метр 82 сантиметра. Анатолий Александрович дорогу не уступил, судно качнулось Люба каблуком наступила  на колено! старпому.А.А. снизу «Ты чего  р…….а на людей наступаешь? В ответ услышал  " А чего ты под ногами шляешься?" Вся беда  А.А. была в том, что весь этот диалог видела вся каюткомпания. Это капец, опущен старпом ниже плинтуса. Любовь к морю у Анатолия Александровича была даже трогательной, этот человек моря, другой жизни он не признавал . Было огромное желание поймать «свою рыбу» поэтому зачастую мы  утром оказывались в тридцати-сорока милях от группы. Поэтому капитан мне поручал построить траления так, чтобы поставить новый трал на смене вахт, чтобы старпом не убежал из группы, и еще сдавать вахту не позже 5 часов утра,  к этому времени капитан рассчитывал подняться на мостик, что не всегда удавалось ему. Значит  траулер наш мог оказаться совсем в другом районе. Анатолий Александрович — романтик моря, все ему нравилось. Но очень уж хотелось стать капитаном, но ни как не получалось . Однажды вызвал, не пригласил , меня к себе и сказал командирским голосом — напиши ка мне рекомендацию в КПСС. — «А зачем?» Беспартийных в капитаны не берут. Не успел я выполнить поручение старпома. Остался он беспартийным не стал и капитаном.  Доктор Полещук в этом рейсе тусовался в основном в каюте старшего механика. Шутки у него были дурацкие, но безобидные.  Заходя в каюту он всегда срелял из пальца — пих-пах вы убиты. В шахматы не волок, но играть настаивал, в тему общего разговора не въезжал и так далее. Мы привыкли к его причудам и не обращали внимание.  Зиму «Нарочь» откувыркалась в Баренцево море. В апреле 1978 года после перформирования в Мурманске снова на промысел под руководством капитана Баева Василия Ивановича. Мой третий рейс подряд на «Нарочи» но уже  старшим помощником, старшим механком Трекуров Владимир Иванович, вероятнее всего четвертый рейс судовым врачем  "последний украинец из Одессы-Полищук Виктор Абрамович" по весенней погоде  с хорошим настроением " Нарочь"с крейсерской скоростью в 10  узлов прибежала на банку Флемиш-кап. Времена поменялись мы промышляли по лицензии и под надзором канадского инспектора. На судне канадский инспектор контролирующий ход промысла и сличающий промысловый журнал и сводки  промысловые в Мурманск с его записями. Мы как-то сразу с ним нашли общий язык, хотя мои познания языка одинаковы — что английский, что китайский. Канадец , бывший военный моряк, офицер, в основном тусовался в каюте старшего помощника, даже когда меня не было там, вообще-то между нами было полное доверие. Его очень умилял магнитофон советский бабинный в моей каюте ещё в деревянном корпусе от патефона, кстати извлекавший очень приличные звуки . Записи были советских и русских произведений а также стран социалистического лагеря, чего не услышишь в Канаде. А магнитофон в деревянном корпусе, можно увидеть только в музее. Наши дружеские отношения закончились очень печально. Подвел я наблюдателя — в департаменте рыболовства Сент-Джонса обратили внимание,  что в докладах инспектора нет негативной информации и сводки его и наши декларации сходятся. Однажды в хорошую погоду  с корабля береговой охраны высадился десант. На промысловой палубе в  ватер-вейсах остались  несколько рыбинок песчанки, рыба из прилова, которая не была записана в лицензии. Естественно ни где в журналах она на записана, инспектора забрали. На прощание он сказал, что теперь работу навряд ли вообще найдет. Это русское разгльдяйство и привело  к таким последствиям. Мы побежали в Эдинбург, на отдых команды и потом снова на мойву  в Баренцевом море. У "последнего»украинца из Одессы" начались обострения шизофрении. Буквально ещё на промысле первый помощник Козловский Анатолий Иванович нам с капитаном неоднократно говорил — ребята а доктор у нас дурак. Мы соглашались-конечно, мы знаем. Ну да мы привыкли.  Док сейчас больше тусовался  у капитана. Старший механик его не привечал, меня он что-то не долюбливал,  да и в каюте старпома много времени проводил  " Американский шпион"- канадский наблюдатель, а док  у нас «резидент  КГБ». Доктор вел дневник и на переходе в Эдинбург дал мне почитать, после ознакомления с тетрадкой, а там было много написано. Капитан , я и естественно первый помощник согласились — мы попали. Последней чашей терпения было, когда Абрамыч запалил в медблоке костер  и сидел грел руки. Всё — посадили в каюту выставили вахту. Он просил аккордеон и играл несколько суток подряд.  Буквально в это время я пришел на утреннюю вахту посмотрел в каюте доктора нет, вахтенные бегают по судну, его ищут, проспали. Подняли капитана, легли на обратный курс прожектора включили  полный ход. Проскочили порядочно времени даже больше чем надо. Всё капец. Я встал на кормовой мостик в рулевой рубке с мрачными мыслями — глядь Абрамыч в каске сидит в рулевой рубке спасательной шлюпки и рулит куда-то далеко. Морду ему капитан конечно набил, досталось матросам, которые бросили пост. Вообщем всем по серьге.

 

 

 

Через двое суток входим в Пентленд-фьёрт, пролив  в Оркнейских островах. Маневр конечно не простой,течения не имеют постоянного направления, ухо надо держать востро. Ночью встречаем яхту с флагом королевы Англии, гуляет народ с размахом, музыка, пальба ракетами, яхта вся в огнях,кстати навстречу попадались пустые бутылки из-под пива. Странновато для сдержанных англичан. Кое -  как влезли мы в Эдинбург через каналы порт оказался далековато от береговой черты. Из газет узнали, что принц Филипп Эдинбургский, муж королевы Англии накануне посадил рейсовый самолет  Лондон — Эдинбург, поскольку перед посадкой выяснилось, что командир воздушного судна и пилоты спали в кабине. Принц Филипп умело посадил лайнер в аэропорту столицы Шотландии. Подробностей в газетах не было, но поняли по какому случаю яхта под флагом королевы Англии гуляла в Пентленд-фьерт.  Это центр Эдинбурга-замок короля Шотландии, железнодорожный вокзал, внизу от замка ,картинная галерея. В городе 600 тысяч жителей и мы удивились, в городе всего два кинотеатра.В нормальном кинотеатре  три зала, в другой где демонстрируются фильмы ужасов и порно мы не ходили. В нормальный один раз посмотрели кино про английских подростков. Драма вполне современная мальчик на спор упал с моста и разбился , вот весь сценарий. В Эдинбурге живут шотландцы,  а то не англичане,  кстати и речь у них многим отличаются вообщем у каждого племени свое наречие... Особое место в городе это замок , где в центре располагается стадион рыцарских турниров, а сейчас площадка для выступлений творческих коллективов. Из Советского  Союза выступал единственный представитель-ансамбль «Березка» больше ни кто.

 

 

 

 

 

 Кстати в замке находятся могилы сестер — Марии и Кэтрин Стюарт. Есть ещё несколько могил выдающихся шотландцев, в том числе и брандмайор , написано на камне-погиб при пожаре. Стадион рыцарских турниров место примечательное. Боюсь назвать точные даты но в начале восьмедисятых годов секретарь ЦК КПСС Горбачев Михаил Сергеевич, по каким –то делам прилетел в Сандер-ленд, встретили его заурядно , будущий генсек любил ездить по капстранам, не моего уровня это дело. На прием к королеве  ему не светило, изловчился на встречу с премьером , были слухи — это будущий лидер СССР, Маргарет Тетчер согласилась. При встрече понравился он ей как человек, и на старуху бывапет проруха. Вот и решила она его отправить  в Эдинбург. Выступал он на стадионе. Стадион был полный. Это мы читали в шотландских и английских газетах, которые получали факсимильные газеты из центра погоды Nortword . Не сразу перевели, что пишут англичане, но когда прочитали челюсть отвалилась. Михаил Сергеевич в своем выступлении  подчеркивал, что он приехал в Англию для установления равных торговых отношений и при  этом подчеркнул, что у нас есть, что предложить и вообще русский левша подковал аглицкую блоху. В Англии про эту блоху ни одна душа не знает. Переводчик запутался и получилось, что половина слушателей поняла что будущий  лидер  Советского Союза предлагает в Англию экспорт блох , которых в Росии предостаточно ,,другая половина" стадиона поняла,  что в России употребляют в пищу блох и просят отвозить блох из Англии в Москву.

 

 

На отходе из порта нас провожал поляк-владелец  цветочной оранжерии и бывший полицейский Ivanov, они нам много помогли, мы тепло расставались. Вдруг из-под спасательной шлюпки доктор бросил им какую-то записку, прочитали и в секунду уехали.  Пошел спросил  Полещука — что за дела. Я им написал, что как резидент (и слова то какие знает)КГБ прикажу советским агентам, работающим в Шотландии,  разобраться с ними. Ну Абрамыч, пора, пора буквально через день, два вручили ему липовую радиограмму от флагманского врача, что наш фельдшер отзывается в медсанчасть для консультаций об очень сложном больном. "Последний украинец из Одессы" приподнял нос, мы его одели в морскую форму, дали чью-то мичманску и на проходящий транспорт высадили светило медицинское. Когда матросы транспортавирали его к себе наборт, что-то он дергался. По УКВ уточнили как он там, мы уже приспособились — он третий всех в порт довезем. Но это было уже позже. У нас "последний украинец  из Одессы" удрал в порт, пришлось побегать слава богу недалеко убежал, вербовать  шотландцев и создавать агентурную сеть.

 

 

В Эдинбурге представителей СССР нет и нам предложил один пенсионер своего друга-поляка , владельца цветочной оранжереи , полное шипчандлерское обслуживание, которое и было обеспечено на высшем уровне. Пенсионер,бывший полицейский Ivanov .Человек с уникальной судьбой. В 1938 году он Сашка родом из деревни,что под Мукачево, а территория эта была в составе Венгрии уехал к родственныкам на работу в Бельгию. А деревня оказалась в СССР, а потом война , он махнул в Англию и остался там. Семья в войну куда-то пропала. Он женился и родились дети. Потом вышел на пенсию. Когда услыхал,что в Эдинбург заходят советские суда, поехал в порт . Русский язык не забыл, но привыкнуть было к его языку не сразу — помесь русско-украинского  со словарным запасом начала ХХ века. И очень кстати, он пригласил своего друга-поляка владельца цветочного магазина и они на высшем уровне организовали шипчандлерское обслуживаниемразк двух  БМРТ-371,372. Мы в родном Баренцевом море,третий раз ,опять на мойве. Работаем в группе, что-то похожее на хоккей, толкаются, ругаются, каждый со воей авоськой(клюшкой)поймать нужно что-нибудь на пай. Дело привычное. Только для старпома дополнительная нагрузка, судового врача нет, и за таблетками все идут к нему. Кому чего и отчего давать, убей не знаю. Промысел мойвы не закончился, закончился рейс. "Нарочь"побежала со скоростью 11 узлов в Мурманск. 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

1 комментарий к записи “Три рейса на МБ-0371 «Нарочь»”

  1. Итак, то, о чем обычно узнаёшь только из кинофильмов и из баек бывалых путешественников наконец-то случилось со мной — во время моей последней поездки мои рейсы откладывали, я опаздывала на connecting flights и даже провела ночь в отеле под Франкфуртом.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: